На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Олег Фочкин

789 подписчиков

Свежие комментарии

  • Владлен Измозик
    Спасибо за это напоминание!Писатель военной ...
  • Сергей Дмитриев
    Лавры Наполеона и Гитлера не дают и нынешним европейским светилам политики и дипломатии и даже американским стратегам...Москва, спаленная...
  • Evgenija Palette
    Жиды, воцарившиеся в 17-м в России, много чего не рассказывали  нашим людям.  Итог - ни одно поколенье, выросшее пото...Москва, спаленная...

Тайны Смоленского собора

В Смоленском соборе Новодевичьего монастыря идет реставрация, которая уже принесла много сюрпризов и открытий. Открытием года можно без всяких преувеличений назвать обнаружение реставраторами Межобластного научно-реставрационного художественного управления (АО «МНРХУ) неизвестных композиций стенных росписей XVI века.

И когда появилась возможность своими глазами увидеть работу реставраторов и побывать под куполом собора, я ее не упустил.

Я вошел на территорию монастыря через нарядную Преображенскую надвратную церковь, предварительно изучив план реставрации, и, конечно, с удовольствием фотографировал и монастырь, и пруд возле него, и работу реставраторов и рабочих, благо преображается весь монастырь, а не один собор.

Обычно в монастыре довольно многолюдно, его любят туристы, которые сфотографировали и исследовали, кажется, уже все закоулки и кирпичи. Но период самоизоляции и пандемии сделал свое дело, сейчас в монастыре почти нет посетителей, только батюшка на лавочке беседовал с прихожанкой, чья дочь тут же возле скамейки изучала цветы, да рабочие с инструментами проходили споро и скоро мимо по своим делам.

На территории всегда тихого женского монастыря сейчас есть и грязь, и обилие строительных материалов. Стоит грохот, разъезжают строительные машины, стучат молотки. Но при этом все происходит непривычно культурно, ни слова ненормативной лексики, без которой на стройке, кажется, и работать-то невозможно.

А масштаб работ поражает. После ужасного пожара 2015 года время пошло вспять, на пользу шедевру архитектуры и нашего культурного наследия. Сняты леса с полностью восстановленной колокольни. Отреставрированы Напрудная башня, Стрелецкая караульня, Лопухинские палаты (резиденция митрополита Крутицкого и Коломенского - Ювеналия), Иосафовская, Швальная, Чеботарная, Покровская, Предтечинская и Никольская башни, больничные палаты, Мариинские палаты, усыпальница князей Волконских (произведение знаменитого архитектора Доменико Жилярди), Филатьевский приют...

Реставраторы встретили и проводили меня в собор, заранее предупредив, что придется забираться по лесам, поэтому все тяжелое лучше оставить внизу.

Интерьер Смоленского собора – полностью в реставрационных лесах. Огромное пространство разгорожено на несколько ярусов, и на каждом – вплоть до главного купола – трудятся реставраторы. Из того, что мы видим, и из рассказов сопровождавшего художника-реставратора I категории Дмитрия Черемисина становится понятно, с какой тщательностью работают реставраторы в Смоленском соборе. Например, только живописью в малой скуфье северо-западного барабана – это 23 квадратных метра – занимались два с половиной месяца.

Старинная плитка пола четко обозначала всем известного производителя: МюрЪ и МерилизЪ. Конечно, век с небольшим этим никого нельзя было удивить, а для сегодняшнего времени это уже событие и повод рассмотреть все повнимательней.

Когда же, наконец, я поднялся на второй уровень лесов, где разгрузился и оставил вещи, началось самое интересное.

Мы с друзьями краведеами рассматривали и фотографировали фрески, которые впервые увидели так близко.

Фрески XVI и XVII веков открываются от позднейших наслоений. И тут-то реставраторов и ждало настоящее открытие, которым они щедро поделились. В процессе работ были обнаружены две самые древние фрески собора - XVI века. Одна из них в северном портале, украшала Смоленский собор с момента постройки. Стало видно, что кроме головы ангела, прекрасно сохранившейся, существует и остальная часть росписи, украшавшей портал – это орнаменты и полотенца. Они идут прямо до самого низа. Со временем ее заложили кирпичной кладкой.

Фреска удивительно тонко выписана и сохранилась в очень хорошем состоянии. В XVII веке, когда перенесли приделы с верхней части галерей вниз, видимо, возникла проблема: первоначальные порталы оказались слишком близко к алтарной части в приделах. Они изначально были сделаны почему-то (это тоже архитектурная загадка) в восточном прясле, не в центральном. Из порталов сделали окна - торчит решетка XVII века. Чтобы сделать толщину окна, пришлось заложить боковые части. Ну а в центре прорубили новые порталы.

Сейчас реставраторы и высшее духовенство монастыря обсуждают, как не нарушить сложившийся образ храма и оставить фрески открытыми, для всеобщего обозрения. Терять такую красоту еще раз было бы просто преступлением.

Расчищаются фрески всего собора. Это профессиональная, академическая реставрация.

Реставраторы подсветили фрески и уходить совсем не хотелось, но ждали и другие открытия под самым куполом, куда мы медленно, но верно продвигались по многочисленным лесенкам.

Дмитрий Черемисин разъяснил тонкости проектирования реставрационных работ по живописи. Это процесс очень сложный и даже непредсказуемый. Ведь выполнить проект, заранее предусматривающий все необходимые работы и операции, почти невозможно. Очень многое раскрывается и узнается непосредственно в процессе работ – и состояние штукатурки, и состояние живописи на конкретных участках, и необходимость тех или иных реставрационных вмешательств. В главном куполе перед нашими глазами предстала композиция «Отечество». Обычно посетители собора воспринимают ее снизу, на высоте около 30 метров. И только благодаря реставрации нам повезло увидеть древние фрески вплотную, так, что можно даже потрогать.

Нас ждал Саваоф, чей суровый взгляд оценивал каждого поднявшегося. Разве что привычные реставраторы уже не так вздрагивали под его взглядом и взахлеб рассказывали нам о красках, которые использовали древние иконописцы, и о проведенных работах.

И тут вдруг я обратил внимание на двоеперстие, которое указывало на время написание фрески еще до никонианства.

А за новым алтарем был обнаружен древний XVI-XVII веков. Его восстановили, но посетители его не увидят, так как деревянный алтарь закрыт новым. А еще я увидел отопительную систему в стиле модерн, которая появилась в храме век назад, но так и не была запущена. Причиной тому – неудачный опыт Успенского собора в Кремле, где тоже сделали теплый пол и отопление аналогичное Смоленскому собору, но фрески «потекли», и систему, уже готовую к эксплуатации, решили не запускать. Так она и стоит «под парами».

Обнаружился в алтаре и вход в подземелье, ведущее в подклет.

В качестве бонуса мне показали древнюю кованную дверь, в которую были вставлены слюдяные окошки-украшения с красной тканью внутри. Можно только представить, как они ярко горят под солнечными лучами!

Ну и напоследок, заговорщицки сказал сопровождающий, я вам покажу некрополь в подклете и плиты, которые мы нашли на улице. Реставраторы обещают, что вскоре желающие смогут тоже попасть в эти святые места. Готовится большая программа музеефикации объектов монастыря, в том числе и крипты Смоленского собора. Это будет и место поминовения усопших, и место, где будет экспонироваться древнейшая часть некрополя. Сами захоронения не потревожены. Были расчищены плиты, уточнена топография захоронений, прочитаны эпитафии.

 

Сам некрополь, как драгоценная святыня был бережно сохранен. Одна беда – близость воды не дает реставраторам покоя – на стенах постоянно выступает соль, и с этой напастью пока справиться не получается.

А на улице под фундаментом тоже были в ходе работ найдены белокаменные надгробные плиты. В прежние столетия это была обычная практика – использовать старые плиты из белого камня при строительстве. Часть из них, возможно, удастся идентифицировать.

 

Справка

Собор Смоленской иконы Божией Матери принадлежит к старейшим храмам Новодевичьего монастыря. Он построен в 1524-1525 годах в честь возвращения в состав Русского государства города Смоленска и является объектом культурного наследия.

В том, кто его построил, встречаются разночтения. По одним данным итальянский архитектор Алевиз Новый, по другим – Нестор. Это древнейшая каменная постройка монастыря, которая представляет собой шестистолпный храм на высоком подклете, с трех сторон окруженный широкой галереей, на которой первоначально располагались четыре придельных церкви.

Собор всегда был в центре исторических событий в России. В 1598 году именно в нем Борис Годунов принял избрание на царство, здесь же, в соборе, одно время жила и сестра Бориса Годунова – Ирина. Именно при Годунове Смоленский собор был обновлен, в нём были построены новые кельи, трапезная и домовая церковь. Из письменных источников известно, что во время правления Годунова были обновлены росписи Смоленского собора Новодевичьего монастыря, а для вдовствующей царевны-инокини были построены Иринины палаты.

В период смуты в соборе перед главным сражением с восставшим крестьянским войском Ивана Болотникова находилось войско, доставленное по приказу князя Василия Шуйского. В 1612 году народное ополчение Минина и Пожарского разгромило у стен монастыря польско-шведских интервентов, освободив себе тем самым путь на Кремль.

При перестройке обители в петровские времена царевна Софья поставила новые, богато украшенные стены с «зубцами» и башни, на которых появились декоративные завершения в виде корон. Так монастырь обрёл свой современный вид.

В 1812 году отступающие французские войска пытались взорвать Новодевичий монастырь, но монахини успели потушить фитили, которые вели к пороховым погребам.

Строительство Собора шло по образцу Успенского собора в Кремле, но с некоторыми архитектурными особенностями. Он напоминает церковь-усыпальницу римской (раннехристианской) разновидности. Службы проводились наверху, а погребения расположены в подцерковье.

В советский период Собор был единственным сооружением Новодевичьего монастыря, не использовавшимся под хозяйственные службы.

В соборе сохранились две из четырех придельных церкви: святых апостолов Прохора, Тимона, Никанора и Пармена (их память совпадает с празднованием Смоленской иконы, а также святой мученицы Софии). Столпы собора расписаны изображениям святых воинов-мучеников, русских князей и византийских цариц, преподобных жён.

 

Кроме этого, в соборе сохранились росписи мастеров «Оружейной палаты» во главе с Симоном Ушаковым.

Основные темы настенной росписи, относящейся к концу XVI века — Акафист Пресвятой Богородице, и Сказания о земной жизни Богоматери и о Римской-Лиддской иконе. В люнете над восточной аркой находится монументальный образ Богоматери Одигитрии, которой посвящен храм. К годуновскому времени относятся иконы праздничного, деисусного, пророческого и праотеческого рядов, а также украшенные орнаментальной росписью тябла иконостаса. Роскошная вызолоченная рама с 84-мя колонками в виде виноградных лоз, выполненная мастерами Оружейной палаты в технике «флемской» сквозной резьбы, была сделана при царевне Софье, в 1683-1685 годах. Тогда же к пяти рядам годуновских икон сверху был добавлен страстной ряд, разобранный в начале XX века при реставрации собора.

В некрополе собора погребены царевны Софья Алексеевна, Евдокия Алексеевна, Екатерина Алексеевна, а также царица Евдокия Фёдоровна Лопухина. В подклете находятся захоронения дочерей Ивана Грозного, князя Ивана Кубенского, знатных бояр, других князей, княгинь, представителей аристократических родов, монахинь-схимниц.

Новодевичья археологическая экспедиция ИА РАН работает в обители с 2016 года. Ее возглавляет член-корреспондент РАН Леонид Беляев.

Раскопки ведутся в рамках программы реставрации и подготовки к празднованию 500-летия монастыря в 2024 году.

 

Известно, что в 1666 году под началом ярославских иконописцев Ивана Елизарова и  Федора Карпова росписи поновлялись на сводах и подпружных арках собора. В 1684–1685 годах мастерами Оружейной палаты Никифором Бовыкиным и Василием Леонтьевым прописывались отдельные фигуры и лики святых после промывки стен от копоти и пыли. В 1759 году по поручению императрицы Елизаветы Петровны под руководством архитектора Ивана Мичурина были растесаны окна, а фрески были плотно записаны масляными красками, нимбы и детали одежд – позолочены. В конце XIX – начале XX века артелью иконописцев Софоновых была проведена серия «реставрационных работ» по росписям Смоленского собора. Живопись грубо очищалась от масла и плотно записывалась в «древнерусском стиле». Укрепление древней штукатурки тогда не производилось, отслоившийся грунт вместе с живописью удалялся и восполнялся гипсом, рисунок восстанавливали по заранее снятым калькам. В 30-е годы ХХ века Новодевичий монастырь становится музеем.

Картина дня

наверх