На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Олег Фочкин

768 подписчиков

Свежие комментарии

  • Ibn Sina Avitsenna
    Царствие небесное!🙏🙏🙏Умер майор Вихрь:...
  • Ольга Петровская
    Грустно от всего.зачем мои два деда сложили голову тогда.теперь все забыто.мои родители жили бедно.почти нищими.зато ...Умер майор Вихрь:...
  • Владимир Михальков
    Потому и не давали звезду Героя что Краков не наш! Но наш пострел (167см) везде поспел! Мне орден дали через 22 года ...Умер майор Вихрь:...

Два юбилея на Театральной

Летом 2021 года торжественно отмечается столетие Российского Академического Молодежного театра (РАМТ). Здание РАМТа — не просто сосед, но и ближайший родственник Большого и Малого театров. Столетие РАМТ отсчитывает от 1921 года, когда нарком просвещения Луначарский лично одобрил предложение семнадцатилетней Наталии Сац создать в Москве первый в мире театр для детей.

Его история заслуживает отдельного разговора. Но и здание, в котором театр поселился в 1936 году, тоже отмечает юбилей. Ему исполняется 200 лет. Вот о нем мы сегодня и поговорим.

Здание Центрального детского театра (театр РАМТ) находится в Москве на Театральной площади, 2. Тот дом, который всем нам хорошо знаком сегодня, выполнен по проекту архитектора Бориса Фрейденберга в 1898 году по заказу известного московского антрепренера и режиссера Михаила Лентовского. В прошлом актер Малого театра, Лентовский стремился создать образцовый драматический театр с разнообразным репертуаром, в котором соседствовали бы оперетта, феерия, драматическое искусство.

В официальных охранных документах записано: Объект культурного наследия федерального значения «Здание Центрального детского театра, 1821 г., 70-е гг. XIX в., 1909 г.» (часть); выявленный объект культурного наследия «Торговые ряды доходного дома К.М.Полторацкого, 1821-1823 гг.» (часть); выявленный объект культурного наследия «Доходный дом К.М.Полторацкого с торговыми лавками, 1821 г., 1829 г., архитектор А.С.Каминский».

За этими скупыми строками целая жизнь. Причем не одна. И многие страницы дома связаны с театром, хотя и не только с ним.

В 1821 году участник Наполеоновских войн генерал-майор Константин Полторацкий, вернувшись из расположения войск во Франции и женившись на фрейлине Высочайшего двора княжне Софье Голицыной, строит дом в Москве на Театральной площади.

Константин Маркович Полторацкий был сыном Марка Федоровича Полторацкого, директора Придворной певческой капеллы, сына черниговского казака, чей голос так заворожил императрицу Елизавету, что она выписала его в Петербург.

Константин Маркович –кавалер орденов, герой Аустерлица – в 1830 г. вышел в отставку. По воспоминаниям современника, офицеры и солдаты Нашебургского полка плакали при прощании с ним, настолько сильную любовь и расположение подчинённых он заслужил. Тогда же он был назначен ярославским гражданским губернатором и со своей женой Софьей Борисовной Голицыной уехал в Ярославль, а в 1842 году ушел со службы по нездоровью и уехал в Петербург.

В 1818 году Полторацкий выгодно купил землю на новой Петровской площади. Участки продавались недорого, в рассрочку на 5 лет. И в 1821 году здесь строится дом по проекту Александра Элькинского. Автором фасада был знаменитый московский зодчий Осип Бове, который проектировал всю площадь. Новый дом был копией стоявшего напротив дома купца В. Варгина. Первый этаж занимали магазины и открытая галерея, второй был жилым.

Архитектор Осип Бове проектировал его дом как часть единого ансамбля Театральной площади, которая двести лет назад называлась Петровской. В пожаре 1812 года Петровский театр (предшественник Большого) сгорел, площадь пришла в запустение, и Бове подготовил проект ее реконструкции. Центральное место в композиции предназначалось Петровскому театру, напротив которого архитектор расположил сквер, а по периметру площади — четыре здания с одинаковыми фасадами, с открытыми галереями на первых этажах, которые зрительно расширяли пространство и при этом были, как теперь принято говорить, функциональными. Галереи сдавались в аренду под магазины.

Новый дом был копией стоявшего напротив дома купца В. Варгина. Первый этаж занимали магазины и открытая галерея, второй был жилым.

Бальная зала занимала в особняке центральное место.

По легенде, Александр Сергеевич Пушкин, приезжая в Москву, танцевал здесь с Анной Петровной Керн, которая приходилась генералу Полторацкому племянницей. Известно, что Пушкин ухаживал и за другой племянницей генерала, Анной Олениной. А племянника, Александра Полторацкого, вывел в своем знаменитом романе в образе Онегина. Тот самый «дядя честных правил» — это, увы, и есть герой пяти войн Константин Полторацкий. Строя свой дом в Москве (скорее всего, именно этот, на Петровской площади), он упал с лесов и долго хворал. Но умер много позже, успев долго и успешно поруководить Ярославской губернией, где строил дороги, укреплял набережные и покровительствовал искусствам.

В 1840 году владельцем дома становится купец П.Бронников. В надстроенном бельэтаже, включающем колонный зал с окнами на Охотный Ряд, Театральную площадь и Большую Дмитровку, открывается знаменитый трактир Барсова, где после спектаклей ужинали актеры, театралы, литераторы.

Через 29 лет Бронников сдал бельэтаж дома «Артистическому кружку», созданному по инициативе драматурга Александра Островского. Это был частный театр, созданный в обход официального запрета. Здесь давались спектакли, шло обучение актерскому мастерству, сюда в Великий пост съезжались актеры со всей страны.  На первом этаже устроился трактир Бронникова, где после спектаклей собирались актеры, литераторы и публика.

В 1882 году после отмены монополии государства в театральном деле начинается эпоха частных театров. Михаил Лентовский открывает в этом здании Новый драматический театр, достроив третий этаж и оборудовавший практически новый зрительный зал на 1500 мест. Лентовский — человек, влюбленный в театр. Начинал он как актер Малого театра и популярный куплетист, потом увлекся режиссурой и организовывал народные зрелища и гуляния, создавал и строил театры. На Театральной площади он открыл Новый театр, в котором сценографом был великий Шехтель.

А после пожара архитектор Фрейденберг перестраивает его, придав сегодняшний облик и обустроив внутри зал на 1600 мест.

Еще через четыре года в здании открывается Шелапутинский театр, названный по имени одного из владельцев - купца и мецената Павла Шелапутина.

В течение десяти лет все три театра, расположенных на Театральной площади, были единым целым.

В 1889 году дом был перестроен по проекту архитектора Александра Каминского. Лентовский хотел создать образцовый драматический театр с разнообразным репертуаром, где соседствовали бы оперетта, феерия, драма. Работал театр Лентовского до 1936 года. После этого актеров распределили по разным московским театрам.

Большой и Малый театры имели общую труппу: одни и те же актеры играли музыкальные спектакли в Большом, а драматические — в Малом. А в 1898 году в здание въезжает Императорский новый театр. Он обеспечивает работой разросшуюся труппу Малого театра и становится, по сути, его молодежным филиалом. Руководство взял на себя режиссер Малого театра Александр Ленский.

Но начинается новый век и здание переходит из рук в руки. В 1907 году здесь в течение года дает спектакли частная «Опера Зимина», где пел Федор Шаляпин. Затем открывается синематограф «Орион», вслед за ним - частный Театр Константина Незлобина, державшего антрепризу в Риге. В репертуаре были пьесы Леонида Андреева и Максима Горького: Незлобин был амбициозным человеком и рассчитывал перетянуть зрителя из Московского Художественного театра.

Через шесть лет театр Незлобина делит сцену с Первой студией МХТ, в которой ведут театральный поиск Станиславский и актеры-студийцы Евгений Вахтангов, Леопольд Сулержицкий, Алексей Дикий и другие. В 1920-х в здании часто идут оперные и балетные спектакли Большого театра.

В 1924 году Первой студии МХТ присваивают статус академического театра и название «МХАТ 2-й». Труппой, в которую входили Серафима Бирман, Софья Гиацинтова, Иван Берсенев и другие, руководил племянник великого писателя Михаил Чехов. А после его эмиграции в 1928-м - Иван Берсенев.

По воспоминаниям современников, МХАТ второй был «сложнейшим, интереснейшим творческим организмом, ареной столкновения несхожих, а порой и полярно противоположных индивидуальностей и художественных устремлений». Разногласия в руководстве не способствовали выживанию театра в годы ужесточения цензуры и в 1936 году появилось постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) о его закрытии: «Так называемый МХАТ 2-й не оправдывает своего звания МХАТ и на деле является посредственным театром, сохранение которого в Москве не вызывается необходимостью».

В 1936 году здание переходит в распоряжение Центрального детского театра, созданного 15 годами раньше 16-летней Наталией Сац (театр прежде располагался на Тверской улице в бывшем кинотеатре «Арс»). 5 марта здесь прошел спектакль «Сережа Стрельцов!» В.Любимовой, тогда же театр получил название Центральный детский.

Стены театра помнят Товстоногова, Яншина, Эфроса. Они были режиссерами-постановщиками в разное время.

Интерес к спектаклям был огромный, бывало, что дети сидели по двое на одном стуле. «Да, надо любить это трудное дело, надо любить эти застывшие, внимательные мордашки, согретые отсветами рампы, вскрики и реплики общительного зала, высокий звук аплодирующих детских ладошек...» - так описывал атмосферу детского театра литератор Лев Кассиль. В сезоне 1936 года в штате трудились 375 сотрудников плюс оркестр из 28 музыкантов, с театром сотрудничали композитор Дмитрий Кабалевский, писатели Валентин Катаев и Евгений Шварц.

А потом наступила чёрная полоса - в 1937 году Наталия Сац была репрессирована как жена «врага народа», ушли многие артисты, а в 1939-м произошёл пожар, в огне погибли исторические интерьеры. Вскоре началась война и актёры вошли в состав фронтовых концертных бригад Воронежского, Сталинградского, 3-го Украинского фронтов, а часть труппы ЦДТ отправилась в эвакуацию в Сибирь, где за 1942 год выпустила семь премьерных спектаклей. Сотрудники театра передали свои сбережения на постройку танка.

Лишь в 1947 году Центральный детский театр смог вернуться на свою сцену на площадь Свердлова. В 1950-1960-е годы ЦДТ был одним из самых популярных столичных театров, здесь ставил спектакли Анатолий Эфрос, играл Олег Ефремов.

В 50-е годы театр возглавляла сподвижница Станиславского, человек, ставший педагогом для целой плеяды замечательных актеров и режиссеров, Мария Осиповна Кнебель. При ней в театр пришел молодой Анатолий Эфрос, раскрывший таланты молодых начинающих драматургов Виктора Розова и Александра Хмелика.

Все советские годы театр был обязан выполнять определённые идеологические госзаказы, но при этом находил возможность создавать спектакли, приобщавшие зрителей к сокровищам мировой культуры и учившие «мыслить и страдать».

В 1980 году на пост художественного руководителя был назначен Алексей Бородин, который возглавляет труппу и по сей день. Нынешнее название - Российский академический Молодёжный театр - появилось в 1992 году, расширяя диапазон зрительской аудитории. В его репертуаре можно обнаружить не только постановки для детей-школьников, но и для зрителей постарше, для зрителей любого возраста.

Здесь всю жизнь проработала популярнейшая актриса, всю жизнь проработавшая в Центральном детском театре Валентина Сперантова. Специально для театра писали свои пьесы Сергей Михалков, Виктор Розов, Григорий Полонский, Юрий Щекочихин. Здесь начинали свою профессиональную жизнь Олег Ефремов, Олег Анофриев, Геннадий Сайфулин, Лев Дуров, Ирина Муравьева, Ян Арлазоров, Сергей Шакуров. Здесь ставили спектакли Ольга Пыжова, Петр Фоменко, Георгий Товстоногов, Павел Хомский, Сергей Яшин. Здесь состоялся режиссерский дебют Олега Ефремова. Здесь была поставлена первая пьеса Виктора Розов «Ее друзья». На этой сцене играли Евгений Дворжецкий и Игорь Нефедов.

Факты:

26 (13) октября 1902 года: Вечером 11 октября близь Большого театра полиция задержала какого-то молодого человека, который по возвышенным ценам перепродавал билеты в Большой и Новый театры. Задержанный назвался мещанином Карлом Скальберг. При обыске у него нашли тринадцать театральных билетов. Барышник привлечен к ответственности.

29 (16) октября 1902 года: 16 октября на сцене Императорского Нового театра идет в первый раз в текущем сезоне пятиактная «комедия-водевиль» Лабиша «Соломенная шляпка», перевод которой принадлежит П.Е.Федорову. Первое представление этой переводной пьесы состоялось в Петербурге в 1852 году, и, таким образом, «Соломенной Шляпке», до сих пор еще идущей при несмолкаемом хохоте публики, исполняется в нынешнем году пятьдесят лет, что для легкомысленного водевиля является, конечно, очень почтенным возрастом.

Картина дня

наверх