У каждого из нас есть книги, которые мы помним и любим с детства. Это книги, одно упоминание которых вызывает теплые чувства и радостную улыбку узнавания. Мы даже можем не помнить содержание, но название и имя автора — это как пароль в наше доброе прошлое, когда мы только начинали познавать мир. И именно эти книги помогли нам открыть новое, расширить границы нашего кругозора, увидеть то, что было совсем рядом, но не поддавалось объяснению. А для некоторых с таких книг начиналась будущая профессия или оценка окружающих.
Конечно, в нашем детстве уже мало кто играл в первобытных людей. В ходу были другие герои, как и у нынешних мальчишек, предпочитающих не индейцев или партизан, а героев комиксов и фантатических фильмов и книг. Но книги писателя, о котором пойдет речь, знали все поколения. Да и почему знали? Знают.
Разве вы не помните такие названия, как «Пещерный лев» и «Борьба за огонь»? Наряду с повестью другого автора Д'Эрвильи «Приключения доисторического мальчика», эти две книги на долгие годы дали нам представление того, как жили наши далекие предки. Может быть, и популярные сегодня мультфильмы о приключениях мамонта и его друзей «Ледниковый период» берут начало из этих книг. Ведь в них как раз и описывается дружба человека и мамонта...
Итак сегодня речь пойдет о замечательном писателе, которого мы с вами знаем под псевдонимом Жозеф Анри Рони-старший. Кстати, меня в детстве постоянно мучал вопрос, почему он старший? Раз есть старший, то должны быть и книги младшего, как у Дюма-отца и Дюма-сына. Оказалось, что у Рони был брат, который даже написал с Жозефом вместе несколько книг. Он так и подписывался: Рони-младший. Но давайте по порядку. Братьев Рони мы вспомнили не только потому, что они написали замечательные книги, а еще и потому. Что у старшего брата в эти дни — день рождения. Ему исполняется 17 февраля 165 лет.
Настоящее имя писателя - Анри-Жозеф-Оноре Бёкс (Joseph Henri Honoré Boex). Он французский писатель бельгийского происхождения. Родился Жозеф в Брюсселе, а умер 15 февраля 1940 года в Париже.
Его младший брат Сера фен Жюстен Франсуа Бёкс также родился в Брюсселе на три года позже, а умер в 1948 году в Плубазланеке, департамента Кот-дю-Нор.
До 1909 братья писали совместно, затем отдельно под псевдонимами: Рони- Старший и Рони-Младший. Но к Сера судьба была менее благосклонна, и многие из книг которые братья написали вместе до сих пор приписывают только Рони-старшему.
Как сообщают нам многочисленные энциклопедии, братья Рони «примыкали к натуралистической школе Эмиля Золя, сохранив и после её распада верность традициям социальной нраво-описательной прозы». В 1887 году выступили, вместе с некоторыми другими натуралистами, с протестом против крайностей реализма в романе Золя «Terre» и примкнули к направлению Гонкуров, которым впоследствии старший Рони подражал, в том числе даже тем, что писал сочинения вместе со своим младшим братом. В 1896 году, по завещанию Эдмона Гонкура, оба брата стали членами созданной им Академии Гонкуров, в которой Рони-старший занял затем место президента (1926) и играл роль идеологического руководителя целого литературного направления. Он стал и лауреатом Гонкуровской премии.
«В романах братьев Рони поставлены острые социальные вопросы и отражены противоречия французской действительности конца 19 — начала 20 вв.: нравы городских трущоб («Нелл Горн из Армии спасения», 1886, рус. пер. 1888), судьба крестьян-бедняков («Жертва», 1887), жизнь литературной богемы («Термит», 1890), быт и социальный опыт врачей («Неукрощенная», 1895; «Под гнётом», 1906, рус. пер. 1908; «Шквалы», 1912, рус. Пер. 1925).
Как и Гонкуров, стремление изучить и документировать свои этюды приводит Рони к социальным «низам», где резче и стихийнее проявляются чувства. «Будучи по преимуществу социальными бытописателями, они в то же время избегают всякой социальной заостренности и пафоса классовой борьбы».
Рони не случайно называют преемниками Гонкуров. Они родственны им и импрессионистическим стилем. Они подчас злоупотребляют красочностью и богатством своего словаря: их произведения нередко загромождены образами и перенасыщены красками. Однако, хотя Рони и заслужили упреки в отсутствии меры, все же язык их отличается своеобразием и силой. Им удалось обогатить литературную речь научной терминологией, подчинив ее своим художественным целям.
Особый интерес представляет обращение братьев Рони к изображению классовой борьбы французских рабочих, жизни и быта социалистов («Двусторонний», 1887; «Повелительная доброта», 1894; «Погибшие души», 1899). Сочувствие жертвам социальной несправедливости, понимание нравственной привлекательности революционеров уживаются в их книгах с реформистской концепцией мирного совершенствования общества».
Но мы сегодня эти произведения практически не знаем, в отличие от исторических и фантастических романов и повестей писателей.
Получив блестящее классическое образование, Анри Бекс начал рано зарабатывать себе на жизнь, работая то наставником в английском учебном заведении, то телеграфистом. Неудержимая тяга к литературе заставила его заняться литературной деятельностью; первая книга, не имевшая отношения к фантастике, была написана на английском языке. Вскоре он обосновался в Париже, где опубликовал повесть «Ксипехузы» (1887), которую доброжелательные критики тут же сопоставили со знаменитой «Орлей» Мопассана.
Первоначально он подписывал свои произведения как Жозеф-Анри Рони. Но когда в Париж приехал его младший брат Жюстен-Франсуа-Серафин Бекс, начался непродолжительный период их совместного творчества под тем же псевдонимом. Первая их общая публикация — «Манифест пяти», — вышла в свет в 1887 году. За время сотрудничества братьев были написаны такие быстро ставшие знаменитыми книги, как, относившиеся к «доисторической» тематике романы «Вамирэх» (1892) и «Эйримах» (1896), а также ряд новелл, как доисторических (например, «Глубины Кийамо», 1896), так и научно-фантастических («Иной мир», 1898 и др.).
Когда братья поссорились (официальной причиной послужили различия в характере), появились два отдельных писателя — Рони-младший и Рони-старший. Если первый из них практически не оставил после себя заметного следа в литературе, то второй вошел в историю французской фантастики многими произведениями. Следует отметить, например, такой шедевр, как «Смерть Земли» (1908), в котором впервые описываются вторгшиеся на Землю представители неорганической ферромагнитной жизни. Это произошло на десять лет раньше, чем Уэллс написал «Войну миров»
Европа XIX века жила колониальными войнами, а потому довольно быстро милых «братьев по разуму», которые рисовали в своем воображении французские романтики, потеснили жестокие и могущественные пришельцы, рассматривающие Землю в качестве колонии, а землян – в качестве рабов или еды.
Рецидивы безобразного поведения «просвещенных» европейцев в «варварских» странах демонстрировали, что более развитый народ вовсе не означает более гуманный. Зная человечество, можно предположить, что и марсиане такие же и будут вести себя с землянами подобно тому, как колонизаторы в пробковых шлемах с неграми Африки.
Рони-старший увлекался загадками человеческой психики, писал о межпланетных путешествиях (в частности, именно ему принадлежит приоритет в изобретении термина «астронавтика»). Вскоре его и брата приняли в состав комиссии по присуждению Гонкуровских премий, членом-учредителем которой он оставался до самой смерти. Он продолжал писать пользующиеся неизменным успехом у читателей доисторические романы — «Война за огонь» (1909), «Гигантская кошка» (1920), «Хельевр с Голубой реки» (1930).
Он был одним из начинателей жанра романов-катастроф, изобразив в книге «Таинственная сила» встречу Земли с эфирным потоком, вызвавшим новый ледниковый период. Кроме того, им были наисаны такие фантастические произведения, как «Загадка драгоценного камня» (1917), «Удивительное путешествие Гертона Айронкастля» (1922), «Сверхъестественный убийца» (1924), «Навигаторы бесконечности» (1927), «Спутники Вселенной» (1934), «Вампир Бетнал Грина» (1935).
Философско-фантастическим размышлениям Рони-старшего на темы эволюции и космологии посвящены трактаты - «Легенда, к которой нужно отнестись скептически» (1889), «Великая загадка» (1920) и «Спутники Вселенной» (1934).
Рони-старшему, пожалуй, принадлежит третье место по издаваемости на русском языке среди французских писателей-фантастов после Жюля Верна и Франсиса Карсака. Правда, следует уточнить, что у нас публиковались преимущественно его «доисторические» романы — «Борьба за огонь», «Вамирэх» и другие. Менее популярными оказались фантастические произведения, из которых были переведены несколько рассказов и отдельные романы.
В своих романах из времен каменного века братья Рони нашли вполне оригинальную сферу романа, тематика которого, бытописательная по сути, расширяет и возможности самих авторов и наше мировоззрение за счет тех просторов, которые дает воображению художника доисторическая эпоха. Но при этом Рони практически не отходят от реконструкции исторических реалий, котрые были известны и каковыми представлялись научному обществу на тот момент. В этой области они дают своего рода шедевры.
Ища разрешения своих социально-философских проблем в людях каменного века, Рони задаются вопросом, должно ли вечно длиться господство человека над миром, и, пытаясь удержаться на научной почве, приходят в этом космическом плане к отрицательному ответу. Впрочем, мы прекрасно понимаем, что для большинства человечества их вывод до сих пор ничего не значит. И человечество уверенно ведет себя к катастрофе.
Серия «доисторических» сочинений открывается повестью «Вамирэх. Человек каменного века» (1892). В первом же эпизоде демонстрируется в действии борьба за существование: схватка обреченного оленя с леопардом, победа леопарда и его отступление перед более сильным зверем - львом, у которого, в свою очередь, оспаривает добычу пещерный лев; наконец, битва пещерного льва с человеком и окончательная победа человека. Человек победил, потому что оказался сильнее и умнее зверей. В основу замысла положена идея неуклонного прогресса.
Выступив и в этой области творчества как писатель-новатор, Рони переносит акцент с инженерно-изобретательской темы, которую так блестяще развил его соотечественник и современник Жюль Верн, на биологическую, которую трактует в духе учения Дарвина.
Научные интересы и широкие знания соединялись у Рони с оригинальными идеями. Писатель заявлял с уверенностью, что «литература тяготеет к тому, чтобы впитать в себя философию и науку в качестве элементов прекрасного». Убежденный дарвинист, он включал человека в непрерывный поток жизни, которая насчитывает сотни тысячелетий и будет бесконечной во времени и пространстве. Вопрос о множественности населенных миров для него не подлежал сомнению. От современности он свободно переходил к «предыстории» и к далекому будущему, от человека - к неведомым существам на Земле и в космосе, настолько иным, что их побуждения или разумные действия кажутся совершенно непостижимыми.
Серафен Жюстен Франсуа Бёкс, известный как Рони-младший, пробовал себя во всех литературных жанрах и проявил устрашающую плодовитость, словно пытался при жизни собрать крохи известности, которая покинула его после смерти. Сегодня только литературовед, изучающий этот пласт культуры, может вспомнить хоть одно произведение младшего из Рони, написанное не в соавторстве с братом...
Сейчас книги Рони-старшего после некоторого перерыва вновь широко издаются. А значит у нас есть шанс познакомится и с малоизвестными романами писателя. Хотя, конечно, не со всеми 107...
Книги Рони переиздаются до нынешнего дня на многих языках, множатся исследования его романов в контексте открытий и страхов эпохи. С 1980 во Франции вручается премия Жозефа Рони-старшего за лучшее произведение в жанре научной фантастики по двум номинациям - роман и новелла.
Кстати, фильм по роману «Битва за огонь» снял замечатлеьный режиссер Жан Жак Анно. Он снял действитлеьно шедевр«Имя розы», а его дебютная сатирическая картина «Черные и белые в цвете» (1976), посвященная будням французских колонистов в Западной Африке, завоевала «Оскар» за лучший иностранный фильм. «Битва за огонь» {1981) получила двух главных «Сезаров» (номинации «Лучший фильм года» и «Лучший режиссер»"), «Оскара» за костюмы и пять канадских наград «Джини». Анно обращается к одной из вечных тем, но «история любви» перенесена на восемьдесят тысяч лет назад. Символику жестов персонажей специально для этой картины разработал ученый Десмонд Моррис, а язык для них придумал сам Энтони Берджесс. Съемки проходили в красивейших местах Канады, Шотландии, Исландии и Кении.
Свежие комментарии