На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Олег Фочкин

770 подписчиков

Свежие комментарии

  • александр
    Автор проявил потрясающее незнание предмета. Пим, выходец из мелкопоместного нетитулованного  дворянства герцогом не ...Подлинная история...
  • людмила пийгли
    Настоящий герой наш земляк, жизнь отдал- служению Родине.Загадка советской...
  • Лариса Воробьева
    Какие были люди! Преданные идее. Настоящие герои! А некоторым комментаторам нужно подучить русский язык: "перебезчики".Памяти Георгия Ив...

Не Навальным единым: басни протеста

8 июля 1621 года, 400 лет назад в небольшом городке Шато-Тьерри в провинции Пикардия на границе с Шампанью и Иль-де-Франс, в чиновничьей семье родился будущий самый великий баснописец Франции, философ и сатирик Жан де Лафонтен.

Ему покровительствовали богатые меценаты, с которыми он расплачивался за стол и крышу стихами, одами и мадригалами. Слава национального поэта к нему пришла с выходом первого сборника басен. Всего же он написал 12 книг «Басен» 250 опусов, смело и остроумно высмеивая пороки и недостатки современного ему общества.

Многие сюжеты лафонтеновских басен позже использовал наш не менее великий баснописец Иван Крылов.

Лафонтен вырос в семье «смотрителя вод и лесов». Характер его был беспечным, о его рассеянности рассказывали множество забавных историй.

Его отец Шарль был управляющим королевской охотой и главным лесничим герцогства Шато-Тьерри. Мать, урождённая Франсуаза Пиду, была старше супруга на 12 лет и имела дочь от первого брака, Анн де Жуи, ставшую сводной сестрой Жана де Лафонтена. В 1623 г. на свет появился младший брат будущего поэта Клод. Жили они на улице Корделье, в семейном особняке, купленном его родителями Шарлем и Франсуазой ещё в 1617 г. сразу после свадьбы. Особняк оставался в собственности поэта до 1676 г.

В 1886 г. он был включён в список объектов исторического наследия. В настоящее время в доме находится Музей Лафонтена.

Сначала он был отправлен в престижный колледж Шато-Тьерри, где главным образом изучал латинский язык, уделяя мало внимания греческому, о чем впоследствии весьма сожалел, поскольку мог читать произведения античных авторов только в латинском переводе.

В двадцать лет родители отправили юношу учиться в правовую семинарию братства ораторианцев в Париже, где он должен был готовится к духовному званию, но больше занимался философией и поэзией. По его собственному признанию, увлекался «Астреей» Д' Юрфе. Именно либретто оперы Коласса «Астрея» оказалось последним сочинением Лафонтена (постановка 1691 года обернулась полным провалом).

Он ночами сочиняет стихи, а днём декламирует их, прогуливаясь по окрестностям. Отец Шарль с удовольствием слушает первые стихи сына. Местные девушки также не обходят вниманием молодого поэта.

После окончания учёбы и возвращения в отцовское имение 26-летний Лафонтен вынужден был жениться на пятнадцатилетней Мари Эрикар. Его убедил отец, передавший сыну свою должность. Приданое невесты составляет тридцать тысяч ливров деньгами и двенадцать тысяч ливров недвижимостью. Регистрация брака состоялась 10 ноября 1647 г. Но осознав, что семейные обязанности и тихая жизнь в провинции не для него, уже в 1647 году Лафонтен снова вернулся в Париж, где решил посвятить себя литературному искусству.

О семье своей он забывал целыми годами и лишь изредка, по настоянию друзей, ездил на короткое время на родину.

Сохранилась его переписка с женой, которую он делал поверенной своих многочисленных романтических приключений. На своих детей он так мало обращал внимания, что, встретившись в одном доме со своим взрослым сыном, не узнал его.

В 1649 году поэт получает диплома адвоката и должности при Высшем суде Парижа. В этом же году младший брат Клод де Лафонтен отказывается от своей доли наследства в пользу брата Жана в обмен на денежное содержание.

Через три года у него рождается единственный сын Шарль. Крестным мальчика становится давний друг Лафонтена Франсуа де Мокруа, отнёсшийся к этой роли со всей ответственностью. Именно Мокруа будет затем принимать активное участие в воспитании Шарля, поскольку сам Жан де Лафонтен мало интересовался судьбой сына.

Писать Лафонтен начал поздно — в тридцать три года. В 1654 году, после сближения с кружком молодых поэтов «Рыцари Круглого Стола», Лафонтен переводит комедию Теренция «Евнух». Но настоящий успех приходит к нему после появления литературных карикатур.

В 1658 году умирает отец, оставив Жану де Лафонтену свои малодоходные должности, кое-какое имущество и многочисленные долги. Оформление наследства оказывается весьма сложным предприятием, и супруги по обоюдному согласию решают отказаться от отцовского имущества.

Немалые долги и скромные доходы от приобретённых должностей вынуждают поэта заняться поиском покровителя. И он находит дружескую и денежную поддержку в лице сановника Николя Фуке — министра финансов при дворе Людовика ХIV, которому посвящает несколько произведений, в том числе поэму «Адонис» и стихотворения «Элегия к нимфам в Во». Они и приносят ему широкую известность.

Лафонтен живёт то с супругой в Париже, то в Шато-Тьерри, где, в частности, исполняет обязанности главного лесничего и управляющего королевской охотой.

Поэт часто наведывается во дворец Фуко, где у него завязываются дружеские отношения с Шарлем Перро, Сент-Эвремоном и Мадлен де Скюдери.

17 августа 1661 г. Фуке устраивает шикарный праздник по случаю прибытия в его дворец короля со всем семейством. Лафонтен входит в число приглашенных.

Роскошный дворец и образ жизни Фуке уже давно вызывает зависть и неприязнь короля. Недруги докладывают Людовику о многочисленных злоупотреблениях, растратах и интригах Фуке, и король решает арестовать Фуке прямо во время празднеств. Но арест откладывается на несколько дней по просьбе Анны Австрийской. Фуке арестуют 5 сентября 1661 г.

Лафонтен остаётся верен своему покровителю. Он старается настроить общественное мнение в пользу Фуке и публикует «Элегию к нимфам Во», а затем «Оду королю». Неизвестно доподлинно, чем был вызван отъезд Лафонтена в Лимузен в 1663 г.: было ли это ссылкой по приказу Людовика или добровольным решением последовать за дядей и другом Жаннаром — бывшим соратником Фуке отправленным в изгнание в том же году.

Лафонтен отправляется в кратковременное изгнание, но по возвращении в Париж завоёвывает расположение хозяйки аристократического салона герцогини Бульонской, своей новой покровительницы.

Лафонтен начинает ухаживать за юной Марией Анной Манчини (племянницей Мазарини), выданной замуж за герцога Бульонского годом раньше. Мария Анна обожает поэзию, отличается живостью ума и весёлым нравом. Она знакомит поэта с родственниками, и все признают его талант.

В это же время недоброжелатели возбуждают судебный процесс против Лафонтена за «незаконное присвоение дворянского звания». Оказывается, некоторое время назад он подписал, по собственному признанию, не читая («Свой смертный приговор я б так же подписал»), некие документы, где фигурировал в качестве «дворянина на службе у сеньора». Лафонтена приговаривают к непосильному штрафу, кроме того, ему грозит тюрьма. Его спасителем становится герцог Бульонский, к которому поэт обращается со слёзным посланием в стихах.

В Париже Лафонтен поступает на службу во дворец герцогини Орлеанской в качестве распорядителя. Эта должность относится скорее к категории прислуги. Поэт приносит и уносит блюда во время трапез и выполняет некоторые поручения герцогини. Его жалованье невелико: 9 распорядителей дворца получают на всех 1800 ливров в год, то есть по 200 ливров каждый. От скуки он сочиняет поэму «Любимчику» и посвящает её собачке герцогини.

В 1665 году Лафонтен издаёт первый литературный сборник «Рассказы в стихах», а через некоторое время — «Сказки и рассказы в стихах». Большинство сюжетов этих произведений были позаимствованы у авторов эпохи Античности и Возрождения, где писатель высмеивал ханжество придворных, за что подвергся притеснениям и атаке критиков. Из всех сказок наиболее фривольный характер носили «Новые сказки», которые спровоцировали многочисленные упрёки в непристойности и сразу же оказались под запретом. Интересно, что одновременно со сказками Лафонтен работал над сочинениями благочестивого характера.

Его любовные похождения на стороне приводят к разрыву с женой. Около 1667 г. Мари Эрикар переезжает обратно в Шато-Тьерри.

Лафонтен тщетно пытается получить королевское жалование: новый суперинтендант Кольбер — заклятый враг Фуко — делает все возможное, чтобы не допустить Лафонтена ко двору.

В 1668 г. читатели с любопытством прочли книгу «Басни Эзопа, переложенные стихами Лафонтеном». Это было первое издание шести книг «Басен» Лафонтена. Именно в первый сборник вошли знаменитые, переложенные впоследствии Крыловым, «Ворона и Лисица» (точнее, «Ворон и Лис») и «Стрекоза и Муравей» (точнее, «Цикада и Муравьиха»).

Данью галантной литературе стало прозаическое произведение Лафонтена — повесть «Любовь Психеи и Купидона», являющаяся переработкой четвёртой и пятой книг романа Апулея «Золотой осел». Книга произвела большое впечатление на русского писателя Богдановича, создавшего свою поэму «Душенька» (1773) на основе того же сюжета.

Покровительство герцогини поэт не потерял. По некоторым данным в этот период в число его друзей входили Буало-Депрео, мадам де Севинье, Расин и Мольер. Хотя не все исследователи согласны с этим предположением. Зато он точно дружил с принцем Конде, Ларошфуко, мадам де Лафайет.

В 1671 году герцог Бульонский покупает должности Лафонтена в лесничестве Шато-Тьерри, и поэт теряет этот источник дохода. Лафонтен публикует третий сборник «Рассказов и новелл в стихах».

А через год умирает герцогиня Орлеанская, и Лафонтен теряет должность в её дворце. В 1672 году Лафонтен начинает писать «Басни», называемые им «стоактными комедиями». В самом известном произведении «Мор зверей» Людовик ХIV был показан в качестве кровожадного и ненасытного льва, который с компанией других хищников признаётся в насилии, но несмотря на это наказание несёт осёл (обычные люди) за кражу пучка сена с монастырского поля.

При вдумчивом анализе становится ясно, что многие из басен Эзопа, Федра, Невле и других авторов в переложении Лафонтена утеряли свой назидательный смысл, а за традиционной формой скрываются не вполне ортодоксальные суждения самого поэта. Через сто лет Жан-Жак Руссо, уловив этот глубинный «имморализм», выступил против того, чтобы их читали дети, которым, впрочем, они никогда и не предназначались.

Оставшись без должности после смерти покровительницы герцогини Орлеанской, Лафонтен принимает приглашение переехать в дом маркизы Маргариты де Сабльер, живущей отдельно от мужа. Она будет покровительствовать ему в течение двадцати лет до самой своей смерти.

17 февраля 1673 умирает Мольер, и Лафонтен пишет эпитафию на его смерть. А затем публикует «Новые рассказы господина де Лафонтена», ещё более фривольные и пикантные, с антиклерикальными сюжетами, свойственными этому жанру — среди действующих лиц встречаются монахи и монашки. На следующий же год (1675) книга запрещена к продаже.

Тем временем долги растут, и чтобы с ними рассчитаться, поэт продаёт дом в Шато-Тьерри некоему Антуану Пентрелю.

Госпожа де Сабльер, брошенная любовником Лафаром, удаляется от светской жизни и посвящает себя молитвам и уходу за больными. Она переезжает на улице Сен-Оноре, сделав своим соседом Лафонтена.

6 сентября 1683 года умирает Кольбер. Лафонтен претендует на его место во Французской академии, но Людовик XIV рассчитывает на избрание своего придворного историографа Буало. По результатам голосования в Академии от 15 ноября кандидатура Лафонтена одобрена шестнадцатью голосами против семи. Королевский секретарь Туссен Роз разгневан таким исходом. Людовик XIV не торопится утверждать кандидатуру поэта, обвиняя его в безнравственности и распущенности.

Несмотря на опалу, в 1684 году Лафонтен все же был избран членом Французской Академии Наук, дав королю обещание образумиться, и даже отрёкся от наиболее легкомысленных своих сочинений. Это стало возможно после единогласного избрания Буало. Маргарита де Сабльер удаляется в богадельню, дающую приют неизлечимым больным. Тем не менее, она по-прежнему обеспечивает проживание Лафонтена.

После смерти покровительницы в 1693 г. Лафонтен тяжело заболевает и несколько месяцев не встаёт с кровати, много читает. Проникшись божественными истинами, он просит встречи со священником. Его посещает молодой аббат Пуже, и они беседуют о вере и религии почти две недели кряду.

Пуже прилагает все усилия, чтобы убедить поэта публично отречься от своих «нечестивых» рассказов («сказок»). 12 февраля 1693 г. Лафонтен выражает раскаяние за свои рассказы перед лицом делегации Академии, специально прибывшей к нему.

Умер Лафонтен в Париже 14 апреля 1695 г. на семьдесят четвёртом году жизни. Во время приготовлений к похоронной церемонии обнаружилось, что тело поэта истерзано власяницей, которую тот, без сомнения, носил уже давно.

Похоронили Лафонтена на кладбище Сент-Инносан…

Недавно во Франции заммэра г. Мёлэн Анри Мелье заинтересовал вопрос, какого именно сыра «вороне где-то бог послал», а также могла ли птица удержать в клюве целую головку. В замке Во лё Виконт он увидел гобелен времён Лафонтена: лиса, дерево, на нем ворона, а в клюве у неё — мёлэнский бри».
Однако, судя по весу этого сыра (в диаметре он достигает 28 сантиметров, а весит больше килограмма), кусочек мог быть «не по клюву» птице. Поэтому поиски истины продолжаются: выбрать предстоит всего из 300 существующих во Франции сортов.

Цитаты из Лафонтена:

Нет ничего опаснее невежественного друга.

Помоги себе сам- и небеса помогут тебе.

Смириться с тем, что ты попал в общество идиотов можно, только став одним из них.

Кто-то однажды сказал о баснях Лафонтена:

Это корзина прекрасных вишен: хочешь выбрать лучшую, а кончится тем, что корзина будет пуста…

Картина дня

наверх