На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Олег Фочкин

777 подписчиков

Свежие комментарии

  • levaschckinivanyandexru
    бред полныйИзвестный и загад...
  • Walery
    Вам не кажется, что «Убиты под Москвой» более правильно будут звучать "Погибли под Москвой".., не так ли? И в плену В...Писатель военной ...
  • Александр Пятнистый
    Григулевич- крымский караим.Супершпион из Ком...

От «красных дьяволят» до «неуловимых мстителей»

Наверное на всем постсоветском пространстве еще десять лет назад не было ни одного мальчишки и ни одной девчонки, которые бы не смотрели приключения «неуловимых мстителей». Этот фильм действительно стал легендарным и вошел в золотой фонд отечественного кино. Но как он появился? Что стало его основой?

Еще в далеком 1923 году на экраны вышел сначала немой, а через 20 лет озвученный черно-белый фильм «Красные дьяволята», на основе которого сорок с лишним лет спустя был написан сценарий нового фильма, затмившего славой предшественника.

Впрочем, это не совсем верно. В 20-е годы «Красным дьяволятам» трудно было найти альтернативу, и пользовался фильм не менее бешеной популярностью, став настоящим открытием жанра в Советской России.

Но и это не все начало истории. Ведь у «Красных дьяволят» был автор. И написал он сначала книгу, которую сам же через несколько лет переработал в сценарий. И у него, и у  героев его книги, и у актеров, игравших в первом фильме, очень непростые и интересные судьбы. А звали автора «дьяволят» Павел Бляхин. 25 декабря следующего, 2021 года мы отметим 135 лет со дня его рождения.

«Красный губернатор» Костромы

В шумном торговом русском городе Кострома уже в наши дни открылся популярный в городе «Бляхин-клуб». Это ресторан, полное название которого  «клуб имени писателя товарища Бляхина П.А.» Есть при этом питейном заведении и небольшой музей.

В Костроме нет человека, который бы ни разу не слышал имени писателя Павла Андреевича Бляхина, автора книги «Красные дьяволята» и по совместительству – первого «красного губернатора» Костромы, возглавлявшего губревком сразу после Октябрьской революции 1917 года.

После выхода на экраны «Неуловимых мстителей» в честь писателя была названа одна из костромских библиотек, а в районе Речного проспекта появилась улица Бляхина.

В энциклопедиях его называют русским советским писателем. Он - автор автобиографической трилогии: "На рассвете" (1950), "Москва в огне" (1956), "Дни мятежные" (1959), посвященной первой русской революции, а также нескольких пьес, написанных в 20-е гг. Награжден орденом Ленина, другими орденами и медалями. Член Коммунистической партии с 1903. Участник Революции 1905—1907 и Гражданской и Великой Отечественной войны. В 1923—26 опубликовал революционно-приключенческую повесть «Красные дьяволята» («Охота за голубой лисицей»). Бляхину принадлежат также сценарии фильмов «Во имя бога» (направлен против магометанской церкви), «26 бакинских комиссаров», «Иуда» и др...

 Павел Андреевич (псевдоним Путник) родился 25 декабря 1886 года в селе Верходым, ныне Саратовской области в многодетной семье чернорабочего. Мать умерла в 1891 г., отец в 1916 г. Окончил церковно-приходскую школу в селе Сегитренном Енотаевского уезда Астраханской губернии. Рос сиротой на прокормлении у родственников. Страстно увлекался книгами. Особое влияние на Бляхина оказала учительница Вера Сергеевна Раневская, определившая круг его чтения (герой романа Войнич «Овод» стал для Бляхина идеалом революционера).

В 1903 г. уехал в Астрахань, устроился учеником наборщика в одну из типографий. Вскоре вступил в подпольный рабочий кружок, печатал и распространял революционные листовки, прокламации, доставал для типографии шрифт. В поисках заработка Бляхин пробовал выступать в качестве декламатора, ставил одноактные пьесы в клубах. С июня 1904 по июль 1905 жил в Баку: переплетчик переплетной мастерской, организатор социал-демократических кружков на нефтяных промыслах, участник всеобщей стачки рабочих-нефтяников, за что был арестован и заключен в Карскую крепость. После амнистии в октябре 1905 г. приехал в Москву, где установил связь с Московским комитетом РСДРП, работал агитатором, боевиком-дружинником, сражался на баррикадах во время Декабрьского вооруженного восстания. В 1906 г.—партийный организатор Городского района, член первого совета профсоюзов Москвы. Осенью 1907 г. вошел в состав Московского комитета РСДРП. В столице посещал студию МХТ.

Вскоре снова был арестован, сослан на 3 года, с ноября 1911 по ноябрь 1913 политический ссыльный в г. Вельск Вологодской губернии, бежал, перешел на нелегальное положение. После очередного ареста и побега из ссылки в 1913 оказался в Киеве. Начал собирать материалы и делать наброски к книгам «Лучше смеяться, чем плакать» и «Киевские силуэты». Первая по замыслу автора должна была быть посвящена жизни в тюрьмах и ссылках. Опубликовал несколько очерков и рассказов в газете «Киевская мысль».

Во время Первой мировой войны служил санитаром в госпитале. По февраль 1917 вел подпольную работу в Комитетах РСДРП (б) в Москве, Баку, Костроме, Тифлисе. Февральская революция застала Бляхина в Баку. Входил в состав президиума Бакинского Совета рабочих депутатов. Во время Первой мировой войны пишет очерки пацифистской направленности.

После революции в мае 1917 года в Костроме Бляхин занимал должность председателя городского совета профсоюзов, а в 1919 был избран председателем исполнительного комитета рабочих и крестьянских депутатов. Он пишет рецензии на спектакли, сочиняет собственные произведения и даже открывает свою театральную студию. В костромском театре ставят пьесу Бляхина «Через победу к миру».

В 1920 — член президиума губернского комитета КП(б)У в Одессе, отвечает за сбор хлеба и продовольствия в уездах; вскоре — председатель губернского комитета в Екатеринославе. Принимал участие в разгроме махновщины.

В Одессе выходит первая антиклерикальная книга Бляхина — «Долой чертей, долой богов! Долой монахов и попов!» (1920), вслед за ней — вторая «Как попы дурманят народ» (1920). Бляхин будет писать памфлеты против церкви до конца 1920-х. В это же время у Бляхина возникает замысел книги о подростках, борющихся с оружием в руках против Белой армии и Махно.

Вернувшись в Кострому в 1921, становится секретарем губкома РКП(б). К годовщине штурма Перекопа пишет сценарий к массовой постановке, которую осуществил будущий художественный руководитель Театра Советской Армии Попов.

В тот же год по заданию ЦК Бляхин вновь направлен в Баку, где был заместителем председателя Главполитпросвета Азербайджана. Во время поездки, длившейся около месяца, написал повесть «Красные дьяволята». 

Возглавлял в Баку отдел народного образования. В марте 1925 г. на заседании Кинокомиссии ЦК обсуждался вопрос об укреплении кадрового состава киноорганизаций работниками-коммунистами, где было принято решение о введении Бляхина в состав художественного совета по делам кино при Главполитпросвете РСФСР.

Позднее работал членом Правления Совкино, заместителем председателя Главреперткома, председателем ЦК профсоюза кинофотоработников СССР .

Член коллегии Главлита от Отдела печати ЦК ВКП (б) в 1926-1927, заместитель начальника Главреперткома в 1928-1934. Затем, вплоть до войны – председатель ЦК Союза кино-фото работников СССР, главный редактор сценарного отдела Киностудии «Мультфильм».

В начале Великой Отечественной войны добровольцем ушёл на фронт, работал в армейской газете, где вёл дневник, лёгший в основу книги «Годы великих испытаний». После войны занимался уже только литературной деятельностью. Умер Павел Бляхин в 1961 году...

Как появился «первый советский вестерн» 

Повесть о дьяволятах Бляхин писал в течение месяца, пока ехал в теплушке из Костромы в Баку в 1921 году.

Сам он так позднее описывал этот месяц: «...Вместо трех дней я ехал ровно месяц. На самодельном столике наготове лежал маузер... Гражданская война подходила к концу, но грабежи и налеты бандитских шаек на поезда и продбазы продолжались. Нам не раз приходилось по тревоге хвататься за оружие и выскакивать из вагона. Поезда часто останавливались: не хватало топлива для паровозов, и пассажиры сами помогали добывать дрова, уголь».

События, описанные в повести, относились к периоду недавно закончившейся Гражданской войны и происходили на Украине на фоне боевых действий Первой конной армии Буденного против войска Нестора Махно.

В одном из украинских поселков живут два подростка, брат и сестра — Миша-следопыт и Дуняша-Овод. Миша увлекается произведениями Фенимора Купера, а Дуняша зачитывается романом «Овод». Внезапно поселок подвергается нападению банды Махно. Ребята решают сколотить небольшой отряд. К ним присоединяется уличный акробат Том Джексон, шальными ветрами унесённый не с американского юга, а с французского Сенегала. С этого момента начинаются героические приключения трех юных разведчиков, бойцов Первой Конной армии.

Подростки совершают ряд невероятных подвигов (вплоть до поимки батьки Махно, чего в реальности не было), выходят победителями из смертельных ситуаций, своим самоотверженным служением делу революции добиваются высокого признания Республики и награды орденом Боевого Красного Знамени. Книга была очень популярна и неоднократно переиздавалась.

В Клубе комсомольской молодежи была устроена коллективная читка, а в конце 1922 года повесть была издана. Кто-то посоветовал Павлу Бляхину показать книгу режиссеру Ивану Перестиани. Режиссеру книга понравилась, и он решил снимать по ней фильм. Главных героев для своей картины Иван Перестиани нашел... в цирке - Паша Есиковский был клоуном, а София Жозеффи - проволочной эквилибристкой. В книге Павла Бляхина один из героев - китайчонок, но актера подходящей внешности не нашли, поэтому китайчонка заменили на негритенка, которго сыграл боксер Кадар Бен-Салим.

И вот, 30 ноября 1923 года картина "Красные дьяволята" вышла на экраны.

Встретили фильм с восторгом и немедленно отозвались сотнями писем на имя командарма Первой Конной армии Буденного с просьбами принять ихдобровольцами, как «красных дьяволят». Многие просили товарища Буденного сообщить им и точные адреса этой тройки. В некоторых клубах появились группы «красных дьяволят»... В общем классические современные фанклубы.

Выпущенная в двух сериях, картина впоследствии была сведена в один фильм. Продолжением дальнейшей истории приключений «красных дьяволят» стала серия картин: «Савур-могила», «Преступление княжны Ширванской», «Наказание княжны Ширванской», «Иллан-Дилли».

В продолжении «красные дьяволята» являются на парад и привозят с собой Махно, спрятанного в мешок. Сторонники Махно устраивают его побег. Герои фильма гонятся за Махно и попадают в хутор Савур-могила, где живёт атаманша Маруся. На хуторе Дуняша попадает в плен, но герои освобождают её и возвращаются домой.

Поэт Николай Асеев посвятил этой ленте стихотворение, в котором зритель-скептик признается: «Впервые скулы в зевках не болят от нашей советской картины...»

«Первая фильма революции» — так озаглавила свою восторженную рецензию «Киногазета». Картину показывали в Горках Владимиру Ильичу. «Красные дьяволята» ему понравились. Слава молодых артистов была столь громкой, что зачастую им приходилось спасаться от толпы поклонников буквально бегством. А нарком просвещения Луначарский даже вызвал в 1927 г. трех актеров в Москву, где им была вручена официальная благодарность «от имени тысяч русских пролетариев, следящих за их головокружительным искусством».

Судьба «дьяволят»

У Тифлисской студии не хватало средств, не было ни декораций, ни бутафории, а из всей техники — лишь старенький «Дебри». В конце 1922 года, когда режиссер Иван Перестиани искал актеров на главные роли в своем фильме, он пошел развеяться в Тифлисский цирк, который очень любил. Там и состоялась знаковая встреча.

По кругу манежа бешено мчался молодой джигит Павел Есиковский; концы его красного башлыка развевались, как два языка пламени. Во втором отделении выступал очень смешной рыжий Пач-Пач — тот же Есиковский. На манеже он выступал вместе со старшими братьями с пяти лет, разъезжая с ними по югу России. Сначала мальчика «натаскивали на гибкость», готовя из него «человека без костей», потом он освоил и многое другое: выходил акробатом-эксцентриком, бил чечетку, лазил верхним на перш, который балансировал его брат Федор с ним же, надев яркие халаты и прицепив косы, Павел исполнял номер «китайский стол».

Затем выступали на проволоке сестры Жозеффи. Самой милой и самой юной была белокурая Соня. Она тоже работала на манеже с раннего детства — с трех лет в труппе своего отца Льва Липкина. С силовыми акробатическими номерами старший Липкин с восьми лет выступал в знаменитом цирке Беллини. А позже, в 80-х годах XIX века придумал себе звучную фамилию Жозеффи и начал гастролировать по России. Циркачкой была и его жена Лили, родившая ему шестерых детей. Базой циркачей Жозеффи был Тифлис.

Идея пригласить ребят сниматься возникла у жены Перестиани, но он попросту отмахнулся. До утра... Перестиани сразу решил, что физическая сила, ловкость, выносливость позволят им сниматься в фильме без дублеров, без предохранительных сеток и страховочных поясов. Так стали, совершенно неожиданно для себя, 18-летняя Софья и 23-летний Павел киноартистами.

Роль третьего дьяволенка по сценарию должен играть юноша китаец. Несмотря на энергичные поиски, найти такового никак не удавалось. И тогда Пач-Пач предложил еще одного циркача...

С именем третьего дьяволенка — Кадора-бен-Селима эсвязано много противоречивых сведений и зрительских фантазий. Согласно одной из версий, исполнитель роли Тома Джексона — это солдат французской армии, бывший сенегальский стрелок, оставшийся в Одессе после отступления войск Антанты. В начале 1927 года цирковой гастролер-акробат Магомет Эрги встретил в Москве своего бывшего ученика Кадора-бен-Селима, ставшего известным киноартистом.

Первый раз Магомет Эрги приехал в Россию с труппой из шестнадцати учеников весной 1914 года. Среди акробатов-прыгунов был и негр Кадор-бен-Селим. Но началась мировая война, и турецкий подданный Эрги бежал из России. За ним последовали почти все артисты, а Кадор-бен-Селим остался в нашей стране. Кадор родился в Марокко в семье бедняка и еще мальчиком стал уличным акробатом. Однажды вербовщик, приглядевшись к способному Кадору, предложил старому Селиму 10 долларов. И тот отпустил сына в Голландию, где формировались цирковые труппы из арабов и негров. Искусству акробатики не без помощи кулаков его учили Эрги и его брат. Труппа выступала у Чинизелли, у Никитиных, у Саламонского в Риге.После бегства хозяина из России Кадор-бен-Селим начал жизнь бродячего циркового актера и за год исколесил страну от Риги до Самарканда. В 1917 году судьба свела 18-летнего Кадора с известным русским цирковым актером Александром Сосиным, который очень многому научил юношу. Кадор пробовал силы как иллюзионист и даже танцевал аргентинское танго.  Сосин научил негра несложному номеру, основанному на умении быстро освобождаться от веревок, которыми его привязывали к стулу доброхоты из публики.

Осенью 1918 года Кадор-бен-Селим выступал на манеже летнего цирка-шапито в городе Верном (Алма-Ата). Часто цирк заполняли красноармейцы. Кадор видел, как после представления они закидывали винтовки на плечо и уходили на фронт, проходивший недалеко от города. Там, в долинах Семиречья, шли упорные бои с белогвардейцами атамана Анненкова. Кадор заявил Сосину, что уходит на фронт, драться за свободу угнетенных и негров. Во время одного из боев он подвернул ногу и упал около разбитого снарядного ящика. Появились белые. Кадор притворился мертвым. Враги с удивлением предположили, что труп долго лежал, поэтому сгнил, а может быть, и обуглился. Но Кадор шевельнулся... Узнав, что пленник говорит по-французски и по-английски, его определили в переводчики с союзниками. Однако при первом удобном случае юноша вскочил на коня и умчался к своим.

В начале 20-х годов на заборах южных городов появились броские афиши: «Непобедимый чемпион Марокко — Том Джексон». Вернувшись на манеж, Кадор-бен-Селим придумал псевдоним и начал выступать на арене как боксер. И китаец Ю-ю в сценарии Бляхина уступил место новому персонажу — уличному акробату Тому Джексону.

После фильма «Иллан Дилли», ставшего последним в серии, каждый из троицы продолжал сниматься, но уже по отдельности. Бен-Селим и Жозеффи в цирк больше не вернулись, они стали профессиональными киноартистами. В середине 20-х годов Кадор работал в Сухуми милиционером конного резерва, он часто выступал в кинотеатрах перед демонстрацией картин со своим участием. Потом жил в Ленинграде, работая в труппе известного акробата Георгия Дельвари. В начале 30-х годов он уехал в Одессу. Его следы теряются во время Великой Отечественной.

Перед репрессиями 30-х годов София Липкина-Жозеффи вышла замуж за снимавшего ее режиссера Вакнянского и вместе с мужем эмигрировала в США. О ее дальнейшей артистической карьере ничего не известно. София умерла в 1982 году. Дочь ее и сейчас живет в Америке, а внуки и правнуки перебрались в Германию.

Есиковский же, снявшись в одиннадцати фильмах, гастролировал несколько лет вместе с труппой джигитов Хундадзе по циркам Южной Америки и Европы. По возвращении на родину он вновь стал выступать как клоун под тем же именем — Пач-Пач. В 30-е годы выступал в Минске в цирке-шапито. В мае 1942 года на арене Московского цирка была поставлена антифашистская пантомима «Трое наших». Это был по-плакатному решенный спектакль о боевых действиях трех советских танкистов в тылу врага (в своем роде тоже «красных дьяволят»). Есиковский играл одного из танкистов. Умер талантливый артист цирка и кино в Омске 10 февраля 1961 года.

Кстати, недавно появился белогвардейский вариант «дьяволят». Александр Бондарь написал книгу «Черные мстители». Но, конечно, это только очередной вторичный ремейк.

Картина дня

наверх