На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Олег Фочкин

777 подписчиков

Свежие комментарии

  • levaschckinivanyandexru
    бред полныйИзвестный и загад...
  • Walery
    Вам не кажется, что «Убиты под Москвой» более правильно будут звучать "Погибли под Москвой".., не так ли? И в плену В...Писатель военной ...
  • Александр Пятнистый
    Григулевич- крымский караим.Супершпион из Ком...

Квантовый скачок МХАТа

C 17 сентября каждый день с 10 до 23 часов МХАТ им. Горького ждет гостей на трех театральных сценах и двенадцати открытых площадках.

В этом году театр обещает зрителям 20 премьер, и каждая из них может стать событием в театральной жизни. Любой из нас сможет спокойно и бесплатно войти в театр и заново с ним познакомиться. Наконец, открыт выход на балкон, и там можно будет попить кофе и просто полюбоваться на Тверской бульвар, а потом покопаться в новинках только что открытого книжного магазина «МХАТ.Книги» (3500 книг) или магазин подарков «МХАТ.Место», отдохнуть в кресле у фонтана с бокалом игристого, посмотреть клуб и 15 творческих площадок. После капитального ремонта театр объявил о создании на своей территории открытого городского пространства.

От ампира к постмодерну

МХАТ разместился в здании, которое в 1973 году построил Владимир Кубасов  (при участии А. Моргулиса и В. Ульяшова) по инициативе министра культуры СССР Екатерины Фурцевой. На этом месте задумали построить музыкальный театр на полторы тысячи мест еще в 1930-х, но из-за войны работы заморозили.

Семидесятые годы были для советской архитектуры периодом расцвета. И театр был одной из основных точек взрыва зрелой позднесоветской архитектуры, именуемой «советским» или «социалистическим модернизмом». Здание доронинского, а теперь уже бояковского МХАТа на Тверском бульваре, 22, для театральной традиции стало своего рода революцией, которой, есть надежда, и останется.

Архитектор Владимир Кубасов строил и строит много и интересно. Достаточно сказать, что он работал в фантастической команде, которая создала московский Дворец Пионеров, проектировал Речной вокзал в Ростове-на-Дону, Центр международной торговли в Москве. Имя Владимира Кубасова внесено в книгу «Архитекторы XX столетия» Парижским институтом архитектуры.

МХАТ, к сожалению, воплотил не все задумки архитектора, но и того, что есть достаточно. Протяженный и довольно монолитный главный фасад здания - это и типичный для модернизма формальный прием повисшей в воздухе каменной глыбы и в тоже время – театральный занавес (существуют эскизы, где даже прорисованы складки этого занавеса-фасада). Необычные фонари – это прямая параллель с первыми фонарями театров и бульваров Москвы эпохи модерн. Это была попытка скульптора Андрея Васнецова процитировать светильники исторического здания МХАТа в Камергерском по рисунку Федора Шехтеля.

А внутри вы попадаете в головоломку, лабиринт, где одно переходит в другое, но в тоже время имеет огромное количество неожиданных поворотов, залов, лестниц, которые могут привести в тупик или вывести на новый уровень. Это уже совсем другой мир, который не имеет никакой связи с фасадом и Тверским бульваром, тоже постоянно меняющимся и подстраивающимся под эпоху.

Все настраивает зрителя на внимание и восприятие еще до начала спектакля и входа в зал. Это начинается прямо в фойе: деревянные орнаменты дверей, мебель, как будто взятая из страны великанов, неожиданный открытый свет из окон, мягкий и чуть приглушенный, доминирующие теплые «домашние» оттенки стен (коричневого анодированного металла, кирпичной облицовки, обивки кресел, дверей, полов и рисунка лестниц).

Добавьте к этому великолепию люстры-сталактиты, сухой фонтан, огромные балконы, темно-зеленую обивку мебели, разбавленную разноцветными стульями – дань времени и минимализму, лестницы со светящимися поручнями и светящиеся контуры колонн – находка сегодняшних реконструкторов, дверные ручки в виде блестящих золотых слитков....

Кубасов выполнил 600 листов рабочих чертежей, он сам резал штукатурку в фойе и строительной каской создавал изогнутые линии в одном из малых залов, выполнял резьбу по дереву на главных входных дверях в здание, участвовал во всех проводимых работах. Он даже выступил постановщиком спектакля «Три долгих дня», чтобы лучше понять потребности театра и труппы. Он творил в процессе строительства и тут же передавал чертежи строителям на леса.

МХАТ имени Горького славится и своей акустикой, которой занимался инженер Арон Наумович Качерович, а сегодняшние мастера восстановили все его задумки.

А если уж совсем углубиться в историю, то можно вспомнить, что на этом месте в начале XIX века стоял ампирный особняк генерала от кавалерии, участника Наполеоновских войн Андрея Семеновича Кологривова, героя битв под Аустерлицем, Гуттштадте и Гейльсберге. Он любил шумные застолья, жил на широкую ногу. Современники говаривали: «Кто у Малютина пообедает, а у Кологривова поужинает и к утру не умрет, тот два века проживет». Некоторые исследователи склоняются к версии, что именно в доме Кологривова был тот самый бал, на котором Александр Пушкин впервые увидел Наталью Гончарову.

А уже через год после этой встречи, в 1830 году генеральский особняк поступает в казну и становится резиденцией московского обер-полицмейстера. Самого генерала к тому времени уже пять лет как не было в живых, он скоропостижно скончался и был похоронен в Свято-Даниловом монастыре, а его семья впоследствии перебралась в дом на Новинском бульваре. При обер-полицмейстере в этом особняке допрашивали молодого Герцена. Но это его не спасло и при советской власти дом сломали в 1935 году.

Началась новая история этого места.

Новая жизнь театра

В преддверии начала сезона руководитель театра Эдуард Бояков открыл двери театра для журналистов и показал, как он изменился за этот год и какие новшества нам ждать.

МХАТ имени Горького – это 26 тысяч квадратных метров и шесть этажей. Как сказал Бояков, «нужно привлечь сюда энергию города».

А еще прямо в этот же день можно попасть на премьеру. Будут давать «Красного Моцарта» - музыкальную мелодраму об Исааке Дунаевском, которую написал драматург Дмитрий Минченок. Спектакль поставила режиссер Рената Сотириади, музыка, естественно, Исаака Дунаевского, декорации придумал Борис Краснов. А Сергей Шакуров сыграет в спектакле Сталина, без которого тоже не обошлось. В спектакле живая музыка, оркестр военно-космических сил, оперные звезды…

Мне удалось заранее пройти по всем тайным и обычно закрытым для посетителей сценам, коридорам, репетиционным залам и даже подняться на крышу, с которой открывается фантастический вид на центр Москвы. А расположена она на 31 метр выше основной сцены.

Пока заброшенный подвал, который раньше был рестораном, снова вернётся к зрителям во всём великолепии. Удалось увидеть правительственную ложу с комнатой отдыха, где бывал генсек Леонид Ильич Брежнева – сидеть там удобно, но в партере все же лучше и видней. Поражают сложные механизмы, поднимающие и опускающие декорации (так называемый «батискаф»). Там самое главное было не задеть рычажки, когда идешь по узкому пространству, а то прямо на сцену можно неожиданно опустить декорацию в самый неподходящий момент.

А в большом зале, пока мы рассматривали, как изменился театр и какие детали архитектуры, придуманные архитектором Кубасовым, были от нас скрыты долгие годы, шла репетиция. На сцене били чечетку, в правительственной ложе сидел актер в капитанском белом мундире, а за пультом о чем-то громко спорили режиссер и помреж.

Большой зал рассчитан на 1350 мест. Обновленные кресла, в которых цифровые технологии сформатированы с акустическими усилителями.

А еще есть малый зал и еще один малый. И везде готовятся, репетируют. Параллельно идет художественная выставка и готовятся поэтические спектакли Открытой сцены.

В уже упомянутом подвале, где вновь откроется кафе, будут капустники другие встречи.

А там репетируют, устраивают выставки и мастер-классы.

«Мы уходим от прежних форматов, – говорит исполнительный директор театра Татьяна Ярошевская. – Просторные фойе превращаются в открытые площадки, своеобразные сцены, на которых будут проходить творческие встречи, читки пьес, перфомансы, лекции, поэтические вечера, мастер-классы, все, что объединяет творцов и горожан.

Уже в сентябре зрители увидят детскую постановку «Холодное сердце» по сказке Вильгельма Гауфа, режиссер Олеся Невмержицкая. В октябре театр покажет премьеру для взрослых 18+ «Некурортный роман» по документальной пьесе Елены Исаевой в постановке Сергея Глазкова и Эдуарда Боякова.

Литовский режиссер Грета Шушчевичуте поставила документальную прозу Александра Звягинцева «Нюрнбергский вальс», добавив в нее пронзительную нотку любви. Ее мы увидим на большой сцене в ноябре. До конца года театралов ждут премьеры: «Лавр» по роману Евгения Водолазкина – макет сцены уже готов и на него можно посмотреть - в постановке Алексея Зинзинова и Эдуарда Боякова и реконструкция «Вишневого сада» Сергея Данченко в декорациях Владимира Серебровского.

Сто с лишним лет назад МХАТ стал центром теоретического осмысления театра как явления, именно здесь родилась система Станиславского. Эдуард Бояков считает, что МХАТ должен собрать под своей крышей лучшие артистические силы страны. Создание «Новой школы МХАТ и привлечение крупнейших экспертов разных поколений сформируют пространство интеллектуального общения, генерации творческих идей и новой эстетики». Худрук МХАТа называет это «квантовым скачком».

На малой сцене этой осенью зрителям покажут спектакли: «Слово о полку Игореве», режиссер Игорь Ларин, «У премьер-министра мало друзей» о Петре Столыпине, постановка Александра Дмитриева драмы Святослава Рыбаса и инсценировку Елены Исаевой «Петр и Феврония», режиссер Валентин Клементьев и даже спектакль «Есенин и его жены». А спектакль «Песочный человек» поставит Михаил Шемякин. А музыку к этой постановке пишет Максим Фадеев.

Пригласил в этом сезоне театр и звезд «со стороны». В «Лесе» парочку Счастливцев-Несчастливцев сыграют Андрей Мерзликин и Леонид Ярмольник. Анна Большова станет Раневской в реконструкции «Вишневого сада». А еще Гоша Куценко, Ирина Линдт, Алиса Гребенщикова, Алика Смехова... Но не будем раскрывать все секреты, которых еще немало.

Архитектор Кубасов создавал это здание как «проспект внутри бульвара», предполагая, что в театре будет множество разнообразных активностей. Это здание света, в котором много воздуха и солнца. Именно это и хотят сделать во МХАТе имени Горького сегодня.

Впрочем, не отстает и соседний МХТ имени Чехова. В нем тоже готовятся к сезону, и сюрпризов будет предостаточно.

Сергей Женовач был на подъеме и все закончилось актерскими объятиями. Константин Хабенский в январе начнет репетировать барона Мюнхаузена в спектакле «Враки или завещание барона Мюнхгаузена». Сергей Женовач с Михаилом Пореченковым репетирует «Заговор чувств» Юрия Олеши. Рената Литвинова пройдется по Сансет-бич в «Звезде вашего периода» под музыку Земфиры. Премьеру обещают в феврале. МХТ решился ставить и первый роман Виктора Пелевина «Омон Ра». Обещают, что свои спектакли представят Юрий Бутусов и Алвис Херманис, а также известный британский режиссер Саймон МакБерни. Среди премьерных работ также «Ювенильное море» Андрея Платонова, «Вальпургиева ночь» Венедикта Ерофеева, «Великая магия» по пьесе Эдуардо де Филиппо и ряд других.

Театры соскучились по зрителям, да и мы по театрам. Пора встречаться.

Картина дня

наверх